Сегодня 3 декабря 2021

Мы с Настей в Батуми уже третью неделю. Дни идут, а прогресса ни в чем так и нет. Напала депрессия, но вчера я попытался собраться с мыслями и решил с сегодняшнего дня дать ей бой!

Встал в 4 утра, сделал зарядку, принял душ и сел писать этот пост. И надо было придумать о чем написать заранее, потому что голова еще совсем сонная и пока не соображает. Есть у меня конечно огромный список «О чём я хотел написать», но он старый и будет сложно всё вспомнить, поэтому я решил начать с чего-то более свежего — с Грузии или Армении, к примеру. В Армении было много всего: много мест, много природы, много достопримечательностей, много знакомств. И первое на что падает глаз из моего нового списка – это, наверное, Хндзореск. С него, пожалуй, и начнём!

Дорога в Хндзореск

Что же, дело было 15 октября — полтора месяца назад. Добирались, как и почти до всего остального в Армении — конечно же автостопом. Автостоп в Армении, надо сказать, очень хороший. Часто люди сами останавливаются и предлагают подвезти. В иных случаях — стоять долго не придется. В тот день мы выехали из соседнего городка под названием Горис и доехали всего на двух попутках. Уже в самом начале пути нам встретились необычайные острые как зубы скалы, торчащие небольшой кучкой на одном из поворотов. Увиденное промелькнуло быстро, но впечатлило! Начало было хорошим. Первый водитель докинул нас до сворота в пещерный город и оставалось уже километра три-четыре. Машин на этой дороге почти не было, поэтому мы решили, что такое расстояние можно потихоньку дойти и пешком. Но ничего не получилось, потому-что то коней надо яблоками покормить, то поле с подснежниками пофотографировать.

Хнзореск, Армения
Поле подснежников

Ну а пока любовались видами подъехали аж две машины и обе остановились. В первой сидели русские туристы, предположительно от куда-то из Москвы. А во второй — местный дед. Он что-то мне махнул, я не понял, ведь мы уже почти сели в машину к ребятам. Ему видимо это не понравилось и он стал нам сигналить, как будто не может просто взять и объехать на пустой широкой дороге.

Подвесной мост

Ребята привезли нас к тропинке на подвесной мост и мы все вместе, но по отдельности, зашагали вниз. От сюда уже открывается общий вид на пещерный город. И из далека он похож на гигантский муравейник.

Пещерный город Хндзореск

Мы с Настей переживали, что мост будет платным, потому что он сам по себе является достопримечательностью, причем кажется что даже более ценной у местных жителей, чем весь этот древний город. Внизу у моста с нас не спросили оплаты и это было здорово. Но налетели экскурсоводы и мы быстро зашагали на другой берег.

Но чем же мост так примечателен? Тем что пройтись по нему для многих — это, можно сказать, целый отдельный аттракцион под названием «Качающийся мост». Идти по нему и правда очень захватывающе, потому что длина сооружения от опоры до опоры составляет аж 160 метров а максимальная высота над ущельем целых 63 метра. Основал мост местный меценат в 2012 году и сделал очень доброе дело для жителей Хндзореска. Ведь кроме старого пещерного города, наверху располагается вполне современное село с тем же названием. И его жителям теперь гораздо проще попасть на другую сторону реки. Но, думается, это был не только акт доброй воли, но и расчета на привлечение туристов и начала развития инфраструктуры.

Что же, мы успешно добрались в Хндзореск, и можем себя поздравить., ведь на карте у нас это крайняя точка путешествия по Армении. Дальше уже обратно. Нет, позже, уже в Гндевазе, мы узнаем, что из города Горис запросто можно было бы съездить на автобусе в Степанокерт — столицу Нагорно-Карабахской республики и за одно для галочки «посетить» Азербайджан. Но решим этого не делать, просто потому что будет в лом возвращаться. Да и не хотелось уже как-то в Азер. Тем более что от Степанокерта азербайджанцы оставили одни лишь руины и смотреть там уже не на что. А дальше города тебя не пустят, потому что везде миротворцы и военные-пограничники.

Но вернёмся в реальность. Нам надо перекусить и мы находим беседку с родником неподалеку, ставим кофе и распаковываем наши вкусняшки, которыми запаслись в Горисе: иранские финики и свежеиспеченное печенье «Курабье», которое в Армении какое-то очень вкусное и очень дешевое!

Хнздореску хнд знает сколько лет. Первое его документальное упоминание было в восьмом веке в списке сёл, плативших дань Татевскому монастырю. В своё время он являлся самым крупным населённым пунктом восточной Армении. Самый высокий рост численности населения пришёлся на 19-й век, а в начале 20-го века достиг своего пика и перевалил за 8300 человек, затем численность стремительно пошла на спад. Самый большой и резкий отток жителей пришелся на прошлое десятилетие. Ещё в 2007 тут жило почти 2000 человек, но уже в 2015 из города уехал последний житель. Видимо люди осознали, что уже 21-й век на дворе, а они всё еще живут как пещерные люди в буквальном смысле. И теперь в нём никто не живет. Ну… кроме, разве что, коров. В некоторых верхних особо крупных и легко доступных пещерах жители современного Хндзореска оборудовали загоны для скота и склады для сена.

Хндзореск

Современный Хндзореск

Современный Хндзореск — это обычное село с обычными домами и обычными людьми. Хотя, тут тоже промах! Люди здесь не очень то обычные, но очень дружелюбные и гостеприимные. Если заприметили путника, то обязательно угостят фруктами, виноградом или вином. Располагается село наверху, прямо над пещерным городом. Туда мы, потихоньку, и начнём своё восхождение через конусные скалы, заросли ежевики и, конечно же, пещеры. С ежевикой кстати будьте максимально аккуратны, потому что она очень колючая и цепляется за всё: за одежду, волосы, и даже за кожу. Заглядывая в разные пещеры, пробираясь узкими тропинками можно запросто ободраться или порвать одежду. Перед тем как сюда приехать, нас тоже предупреждали и мы всё равно поободрались. Про село наверху мы еще расскажем, а пока продолжим путь.

Два пути

От моста тропа ведет прямо вдоль реки к монастырю Сурб-Рипсимэ, который был построен в 1668 году. Это главный монастырь старого города. Он довольно большой и очень хорошо сохранился. Внутри много икон и церковных рисунков, есть алтарь и канун. И хотя монастырь уже не действующий, видно, что сюда всё еще приходят помолиться и поставить свечку. Мы тоже зажгли свечи за наших родных и отправились дальше, закрыв за собой дверь.

Вид на Хндзореск с моста
Монастырь Сурб-Рипсимэ

Пройдя еще немного через лес, начинается подъем и у вас появляется два пути. Первый путь — продолжить идти по дороге. Это легкий маршрут, где будет много интересного, например старинная маслобойня. Но кажется, что если идти по дороге, то пропустишь все самые красивые скалы и пещеры. Потому что они где-то там наверху, куда надо лезть по заросшей тропинке. Так вот тропинка — это и есть второй путь — тернистый и сложный. И мы решили выбрать его. Нет, мы не против легких путей. Но сейчас нам хотелось подойти поближе к пещерам и сделать интересные кадры, поэтому мы полезли пробираться через кусты. Кроме всего прочего тропинка оказалась очень крутой и покатой. Местами можно было легко свалиться в какую-нибудь бездонную дыру и просто сорваться вниз.

Пещеры

Пещеры вообще не похожи на жилища людей. Тем более современных людей. Заходишь внутрь и думаешь: «Как тут люди вообще жили?».  Никаких следов быта, ни мебели, ни утвари, ни камней, ни поломанных деревях, ничего не осталось. А еще оказалось, что пещеры не соединяются между собой никакими проходами внутри скал. И до некоторых из них было просто невозможно добраться. Некоторые вообще были где-то наверху посреди скалы. Как они туда забирались? Всё это очень интересно!

Мы так увлеклись осмотром пещер и съемками влога, как к нам незаметно подобрался золотой час. Хорошо, что мы были уже наверху и быстро нашли хорошее место, чтобы проводить закат и сделать небольшую селфи-фотосессию.

Хндзореск

А ещё, знаете, сразу бросается в глаза определенная схожесть с другим интересным и всем давно известным местом. Каким? Да Хндзореск — это ведь вторая Кападокия… Без преувеличений! В какой-то степени здесь даже красивее. Но почему про Кападокию знает весь мир, и это одно из самых популярных туристических направлений в мире, а про Хндзореск не знает никто? До следующего дня этот и другие вопросы оставались для нас загадкой.

Но что же произошло на следующий день?

А произошло многое! Во-первых: прозвенел будильник. Было уже время рассвета и я открыл палатку. Вчера мы, к слову, нашли просто потрясающее место под палатку и были так рады. Представьте ровная лужайка, подстриженная рогатыми, беседка, рядом вода и вид на весь Хндзореск. И мы установили палатку как раз с видом на всю эту красоту.

Кемпинг в Хндзореске

Так вот, я открыл палатку, а там…

Скалы Хндзореска

…ну так себе. Вчера на закате было намного красивее! Я думал утром на скалы будет светить Солнце и всё будет такое золотое, но нет. В общем мне всё равно хотелось в туалет и я выполз. А когда посмотрел в другую сторону, закричал: «Настя, Настя! Выходи скорей! Посмотри на эту красоту!». Настя недовольно ответила, что-то вроде: «Да щас, щас,! Что ты разорался?!». Вся долина ниже на востоке была покрыта плотным одеялом облаков, а сверху над нами плыл еще один слой перистых розово-жёлтых облаков. Солнце уже взошло и было как раз посередине между ними. На заднем плане из облаков каскадом торчали горные вершины, а на переднем — зеленые луга… ну и коровы. В общем офигеть! Такое зрелище бывает крайне редко!

Рассвет в Хндзореске

Спички

После того, как мы вдоволь пофотографировали рассвет, пришла пора собираться и между делом готовить завтрак. Одна беда — спички за ночь отсырели и других способов зажечь газ больше нет. Терпения не хватает, чтобы их высушить. Только они начинают подсыхать, как мы пробуем их зажечь и портим одну за другой. Так закончился весь коробок. Пара спичек все же загорелась, но мы не успели зажечь газ, как они потухли. Вчера мы проходили еще один монастырь. Там точно должны быть спички! Я пошел до него, но он оказался дальше, чем я думал, и пришлось назад.

Средневековая церковь Хндзореск

Ничего не оставалось, как собираться на голодный желудок. А нам еще сушить палатку и спальник и вообще много всего. Хорошо что печёт солнце. Я даже разделся, чтобы немного позагорать. И тут выруливает машина и паркуется возле нас. Конечно! В самый подходящий момент!

У нас тут все шмотки по всем столам и лавкам, всё из рюкзаков наружу, всё висит сушится, мы посреди природы, а тут из огромного сверкающе-белого джипа выходят два дядьки и спрашивают нас: «Доброе утро! Извините, мы вам не помешаем, если проведем здесь геодезические замеры?». «Да конечно!» — недоуменно отвечаю я, натягивая футболку.

К счастью у них оказалась зажигалка и мы включили горелку. Еще они дали нам бутылку минералки и еще предложили заказать завтрак. «Спасибо! Мы сейчас как раз будем готовить.» — вежливо отказались мы.

А вот и ответы на все наши вопросы

Они расспросили нас кто мы и откуда и рассказали немного о себе. Одним из них местный мецинат Сеник Джулакян. Он выучился в России и потом много лет проработал в добыче на севере. Там же происходил его карьерный рост. А сейчас у него в Горисе свой отель с одноимённым названием «Горис». Сеник любезно предложил нам заглянуть туда на обратном пути, чтобы немного освежиться после дороги и ночи в палатке. Мы конечно же не упустили такой возможности и очень удивились, что это не обычный отель на двадцать номеров или маленький гестхаус. Это огромный отель, способный одновременно разместить тысячи человек. Нам дали номер, где смогли принять душ, немного зарядиться и отдохнуть перед дорогой в Гндеваз. Из отеля открывается шикарный вид на весь город с одной стороны и на скалы Хндзореска — с другой. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить Сеника и персонал отеля, за то что вот так просто и бескорыстно помогли нам в пути. Это очень удивило и поразило!

Еще они рассказали,  что город и его пещеры служили для жителей надежным укрытием и защитой во время натисков персов. И даже показали нам уникальные фото из архива, каким город был столетие назад. А позже отправили их нам специально, чтобы мы могли поделиться ими с вами. На них видно, как люди с помощью верёвок взбирались на верхние этажи и теперь нам стало это ясно.

Еще по совету Сеника мы посетили другую древнюю достопримечательность по дороге в Джермук. А теперь мы советуем её вам! Это…

Древний мегалитический комплекс Зорац-Карер

А также они поделились некоторыми планами по восстановлению и развитию этого места. И скоро, возможно когда мы приедем сюда в следующий раз, здесь уже всё поменяется. Поэтому мы вдвойне счастливы, что смогли увидеть Хндзореск таким какой он есть сейчас, увидеть этот прекрасный рассвет, заросшие ежевикой тропинки, опасные бездонные ямы, пасущихся на лугах, посреди причудливых скал, коров и лошадей. Но, конечно, желаем этому месту и всей Армении в целом развития и процветания!

Ребята, если вам понравилась эта история и вы считаете её полезной, то вы можете поделиться ею со своими друзьями, просто нажав на одну из кнопок социальных сетей чуть ниже. Также мы будем очень рады читать ваши комментарии. Пожалуйста, не стесняйтесь их оставлять? Они очень мотивируют нас делать для вас больше интересного и полезного контента! И не забудьте обновлений постов, так вы будете в курсе всего самого интересного и ничего не пропустите.