Мы отпраздновали Рождество в Асунсьоне и поехали автостопом обратно в Бразилию. Дорога заняла целых два дня. Но по пути мы заехали в пару мест и одно из них — небольшой, но очень красивый, водопад Сальто Кристалл.

Водопад Сальто Кристалл в Парагвае

Конечно же, возвращаться обратно практически тем же путем, через пол страны, нам не очень хотелось. Изначально был план — из Асунсьона ехать сразу в Аргентину. Но, как мы уже писали ранее, мы не посетили водопад Игуасу, когда были там проездом, поэтому нам было просто необходимо вернуться назад. Это всё-таки одна из самых знаменитых природных достопримечательностей не только Южной Америки, но и всего мира. К тому же нам хотелось по-настоящему отпраздновать Новый Год и Фоз до Игуасу нас ждали Фелипе, Дани и их прекрасная семья.

Мы и семья Занини

Дорога до Парагуари

Кроме Сальто Кристалл Анди посоветовала нам посетить городок Парагуари, что располагается неподалеку от Асунсьона, примерно в пятидесяти километрах. Чтобы начать автостоп, нам нужно было выбраться из города, поэтому мы решили доехать до Парагуари на автобусе. А дальше уже на попутках. Налички у нас как всегда не было, поэтому Мама и тётя Анди любезно проводили нас до остановки и посадили на автобус (Анди на тот момент уже уехала с друзьями отмечать Новый Год во Флорианополис, что на побережье Атлантического океана в Бразилии).

Рождество в Асунсьоне

Но, возможно, сесть на этот автобус — было ошибкой. Потому что поездка была просто невероятным испытанием на терпение. Во-первых: мы ощутили себя в Индии, потому что автобусы в Индии абсолютно точно такие же как в Парагвае (не междугородние, а локальные). Тот же дизайн, те же пестрые цвета, та же форма, всё то же самое. Даже униформа водителей и торгаши, заходящие периодически на остановках точно такие же. Во-вторых — водитель включил музыку, и автобус превратился в дискотеку на колесах. Музыка тоже немного напоминала индийскую, но главное — это было невероятно громко. Но самым сложным было то, что мы ехали эти пятьдесят километров, наверное, часа два — три. И останавливались буквально на каждом шагу.

Парагуари — это очень красивый городок. Он основан аж в 1775 году, и поэтому богат колониальной архитектурой. Мы нашли на карте обзорную площадку и кемпинг, располагающиеся на одном из холмов, окружающих город. И решили проводить там закат, а затем переночевать в палатке. Но мы не ожидали, что эта поездка на автобусе будет настолько долгой и закончится уже под вечер.

Не теряя надежды на успех нашего плана, мы отправились к тому холму. Но солнце уже садилось и мы никак не успевали. Но найти место под палатку всё равно надо было, поэтому мы продолжали идти к намеченной цели. Уже затемно мы подошли к тому месту, где должна была начинаться тропа на вершину холма. Но тут были лишь жилые дома и огороженные забором частные территории. Исследовать незнакомую местность в темноте нам не очень хотелось, поэтому мы развернулись и пошли назад, а надежде найти еще какое-нибудь место под палатку. Вдруг к нам подъезжает парень на мотоцикле и интересуется, что мы тут делаем. Мы сказали, что хотели пойти в кемпинг. Оказалось — это был житель одного из тех домов и тропа там действительно есть. Но, чтобы к ней пройти, необходимо было ему заплатить. Мы даже не стали спрашивать «Сколько?», просто сказали, что у нас нет наличных, и он уехал восвояси.

Мы шли вдоль дороги. С одной стороны был странным платный городской парк, с другой — как показывал maps.me (а позже и табличка на воротах), воинская часть. Ставить палатку было негде. Мы решили потихоньку идти до другой дороги, хотя было и далековато. Но неожиданно мы нашли чей-то пустующий участок, неогороженный и заросший травой. Мы решили проверить. И в одном дальнем тёмном уголку нашли куда разместить нашу палатку. Было немного странно и мы долго думали, но в итоге решились переночевать там. Вокруг было шумно, играла музыка, мимо ездили машины, ходили люди. Но, кажется, никто нас не видел до самого утра. А утром нам было уже всё равно. Главное — это, что мы успешно переночевали.

Водопад Сальто Кристалл

На водопад Сальто Кристалл мы добирались с еще более интересными приключениями. Он находится вдалеке от трассы, посреди джунглей. И рядом нет никаких деревень. Поэтому туда ездят только туристы. А значит, шанс что кто-то остановится и подвезет нас — невелик. Идти 20 км пешком по сорокоградусной жаре хотелось мало. Но нам повезло, потому что остановился мужчина, который оказался европейцем. то ли немцем, то ли французом, но не туристом. Оказалось он переехал сюда во время пандемии и открыл тут ресторан, прямо возле входа на водопад. Куда он нас их хотел довести, с удовольствием и абсолютно бесплатно. Только мы очень не хотели, чтобы он это сделал.

Дело в том, что за не имением наличных, нам нужно было каким-то образом попасть на водопад Сальто Кристалл бесплатно (если честно, мы даже не интересовались сколько стоит вход на водопад… наверняка немного). И у нас был абсолютно четкий план как это сделать, то есть — обойти официальный вход по тропе, которая ведет через джунгли и начинается посреди дороги, которая ведет к официальному входу. Проезжая мимо тропы, мы, как будто это совершенно нормально, просим остановить тут. До входа еще километров пять. Водитель ничего не понимает. Объяснять ему наш план не очень хотелось, но пришлось. Но вдаваться в подробности мы не стали. А он не стал с нами спорить, просто пригласил заглянуть к нему в ресторан на обратном пути и уехал. А мы пошли по тропе в сторону Сальто Кристалл.

Дорога на водопад Сальто Кристалл

Сначала это была довольно широкая дорога, по пути нам даже встретился трактор. Раньше официальный вход к водопаду был здесь, но теперь в конце этой дороги — лишь заброшенные объекты, бывшей здесь ранее, туристической инфраструктуры, до которых, к слову, тоже пришлось пройти километра два. Чуть погодя, мы поняли почему они решили сменить место для входа на водопад. Чтобы к нему пройти, нам пришлось спускаться по очень крутой тропе, и это по всей видимости было довольно опасно. Но сейчас это было просто крайне опасно. Тропа заросла джунглями, её размыло дождями и спускаться было очень трудно. Плюс ко всему её перегородили несколькими колючими проволоками и завалили брёвнами. В итоге наш маршрут превратился в настоящую полосу препятствий. И мы, даже еще не спустившись, мы уже были уверены, что это не стоит того и если бы у нас были наличные, было бы намного проще заплатить за вход.

Но в конечном итоге мы спустились и вышли на тропу ведущую к водопаду. Теперь было главное — не попасться каким-нибудь местным работникам. Когда мы пришли к водопаду. Всё это казалось какой-то вечеринкой у бассейна. Дети и взрослые купались в нарукавниках и в ярких спасательных жилетах. Кто-то устраивал пикники, кто-то загорал на солнышке, кто-то лазил со страховкой по скале, прямо под струей водопада. Туристов было как на пляже в пик сезона. Все такие опрятные и чистые. А мы —  грязные, потные, уставшие, с рюкзаками на перевес. Мы и так не очень любим популярные природные достопримечательности. А тут мы чувствовали, как будто пошли в поход в городской парк. Поэтому водопад нас совсем не впечатлил.

Место, конечно, очень даже красивое, отдалённое от цивилизации, вокруг природа. И у нас, после этих ужасных джунглей, было огромное желание занырнуть и освежиться под струей водопада. А потом посидеть, покушать и полюбоваться его красотой. Но тут знак «Купаться запрещено», там люди в спасательных жилетах, тут курят, там мусор плавает. И всё это в совокупности вызывает лишь желание поскорей уйти. Но мы всё же решили немного отдохнуть и перекусить. А еще вокруг нас летали десятки невероятно красивых бабочек и ползали всякие огромные ящерицы и было забавно за ними понаблюдать.

Дорога в Бразилию

Обратно мы решили идти тем же путем, по которому и пришли. То есть снова пробираться через джунгли. В этот раз было немного проще, потому что наверх, но зато еще более жутко, потому что нам встретились разные огромные пауки и сороконожки. Поднявшись, мы немного привели себя в порядок и пошли в сторону дороги. Солнце было в самом зените и пекло просто нереально. Идти пешком было невозможно и мы просто сели на камушек ждать пока кто-нибудь поедет. И нам снова повезло, потому что через несколько минут нам остановилась одна молодая пара и они довезли нас до трассы АсунсьонСиудад дель Эсте.

Автостоп в Парагвае

Мы перекусили возле заправки и поймали машину до городка Каагуасу, а затем остановился мужчина по имени Эрнандо. Он ехал в Сиудад дель Эсте и гнал с огромный скоростью большую часть пути. Он живет в километрах двадцати, не доезжая до города, но он решил довести нас прямо до самой границы. А еще он подарил нам довольно большую сумму бразильских денег. Просто потому что у него они были и, видимо, решил, что нам они пригодятся больше. Это было невероятно!

Эту границу мы снова переходили в темноте. Хотя было еще не слишком поздно, часов десять вечера. А на другой стороне нас встретил Фелипе. И, таким образом, за день мы проделали около четырехсот километров автостопом и посетили одну из самых популярных природных достопримечательностей Парагвая — водопад Сальто Кристалл. Это был наш очень счастливый конец тяжелого и насыщенного дня, 30 декабря 2022 года.

С любовью из Парагвая и Бразилии, Вася и Настя.