На самом деле мы еще не возвращаемся. Да, восхождение на Калапатар совершено. Но нами пока еще не достигнута главная цель всего похода. Даже не то чтобы цель, а скорее финишная точка этого трека — базовый лагерь Эвереста. И вот же он перед нами внизу, как на ладони, разбросанный желтыми палатками на изгибе ледового поля Эвереста. Но так просто туда, к сожалению, не спуститься. Прямой тропы нет и нам нужно сперва вернуться в Горакшеп.
Короткий путь в базовый лагерь Эвереста
Но мы не ищем легких путей, ведь решаем срезать, когда на середине спуска видим тропу в нужном нам направлении. Судя по карте здесь действительно есть тропа, но она обрывается, немного не доходя до той тропы, что ведет из Горакшеп. Мы наивно решили, что её просто не дорисовали. А если тропа там и правда заканчивается, то мы уж как-нибудь дойдем. И пошли по-нашему «короткому» пути.
В это время тучи, которых мы так боялись при восхождении уже почти добрались до нас. «Вовремя забрались!» — подумали мы и продолжили спуск.
Спустя еще какое-то время тучи повылазили из-за всех гор.
Тем временем тропа привела нас к какому-то недостроенному дому, стены которого были возведены всего где-то на метр-полтора в высоту. Мы решили, что это неплохое укрытие от ветра и здесь можно приготовить супчик и сварить кофе, поесть и согреться. Разместились внутри. Поставили кипятиться воду в углу строения, чтобы ветер не сдувал пламя горелки, а сами сели ждать, спрятавшись за стенку.
Пока вода закипала, тучи сомкнулись в плотное одеяло, и сразу стало заметно холоднее. Настя надела на себя все что было у нас в рюкзаке – кофу, ветровку, пуховик, сверху пуховика накинула мою футболку и флиску на ноги.
Кстати, если вы еще не читали о предыдущих днях этого похода, то рекомендуем начать историю с прочтения о первом дне трекинга по тропе до базового лагеря Эвереста. Или даже с момента подготовки к этому походу.
Пошел град, а потом снег, но мы уже грелись горяченьким супчиком из похи и овощей. В этот момент к нам пришли гости – двое мужчин – туристы – такие же умники, как и мы, решившие срезать. Спросили нас где тропа, но мы только лишь ответили, что сами не знаем. Они побродили туда и сюда в её поиске и устремились дальше.
Когда с нашим вкусным обедом было покончено, мы тоже отправились дальше и обнаружили, что тропа закончилась и вела как раз к этому «недостроению». Догнали мужиков и какое-то время шли вслед за ними. Но затем они решили пойти левее, а мы ломануться напрямки, прыгая с одного валуна на другой как горные козлики.
Отчаяние
Судя по карте, мы были где-то совсем рядом с тропой на базовый лагерь Эвереста, но на деле так совершенно не казалось. Мы стояли посреди диких гор, перед нами крутой покатый спуск, сплошь усеянный огромными острыми шаткими осколками гор, которые могут повести себя как угодно если на них наступить или встать. Между некоторыми такими камнями проглядывались большие бездонные тёмные щели. И в них не очень-то хотелось бы угодить, не дойдя до финиша пару километров. Это было бы просто глупо.
Кроме этого погода начала стремительно ухудшаться. Очень сильно похолодало, неба за тучами уже не было видно, Эвереста тоже. В прочем, как и другие вершины. Дыхание стало сжимать тисками отчаяния, и нужно было срочно что-то делать. Ведь если мы сейчас повернем назад в Горакшеп, то до базового лагеря точно не дойдем.
— Настя, давай ты постой немного здесь, я сейчас спущусь вниз и поднимусь вон на ту сопку. Мне кажется, что за ней должна быть наша тропа. Меня будет видно, так что ты не переживай, хорошо?!
— Давай, беги скорей, а то холодно стоять!
И я, большими прыжками, помчался искать тропу. Некоторые обломки качались под ногами как детские качели, приходилось балансировать и быстро перепрыгивать на следующий, где-то карабкаться, а где-то обходить высокие спуски. Каждые несколько секунд я оборачивался назад, чтобы посмотреть, как там Настя, иногда я пропадал из её вида и приходилось ускоряться, чтобы поскорей подняться, и она не переживала. Она стояла там одна среди всех этих диких суровых гор, и это было эпично!
Трудности не закончились
Как и ожидалось, тропа бы внизу за той сопкой. Я махнул Насте, она — мне. Но ждать её было нельзя. Спуск слишком опасный! Надо идти назад к ней и спускаться вместе. В конечном итоге мы, потихоньку и каким-то чудом, спустились к тропе, по которой преспокойненько себе туда и сюда ходили все остальные нормальные туристы. Я не думаю, что мы что-то там срезали по нашей короткой тропе, а возможно прошли даже больше. Во всяком случае во времени мы точно проиграли.
К моменту, когда мы спустились к тропе, снег разошелся не на шутку, видимость ухудшилась и тропа немного размокла. Мы вовремя выбрались и нам оставалось пройти всего каких-то полтора километра. Казалось, самое сложное было уже позади. Но я столкнулся с еще одной большой проблемой, которая на этот раз крылась у Насти в голове.
— Я очень сильно устала, ты иди дойди до конца, посмотри на базовый лагерь Эвереста, а я тебя здесь подожду! – говорит она мне.
— Настя, ты что! Представляешь, мы прошли сотню километров, нам осталось всего чуть чуть, и ты хочешь сдаться? Я уверен, что ты сможешь, отдохни, перекуси еще немного и мы потихонечку, но дойдем, либо вместе, либо никак! Смотри люди туда еще идут, значит время у нас еще есть! Всё получится! – пытаюсь подбодрить её я.
Она еще какое-то время посомневалась. Понятно, что сил после восхождения оставалось маловато, да и подумать: «Что до него идти до этого лагеря, ведь его и так было видно из далека?». Но согласитесь, не логично идти целую неделю, чтобы не дойти десять минут.
Не в этот раз!
Что же, у Насти частенько сдают нервы в самом конце – на финишной прямой, когда все препятствия уже пройдены. Её психика становится самым большим препятствием и от этого пропадает наслаждение от достижения цели и гордость за то, что ты справился. Настя сдается, опускает руки и тянет тебя обратно на дно, ты сдаешься, срываешься, начинаешь переживать за неё, за весь путь и не можешь не злиться из-за всей абсурдности ситуации. Но не в этот раз!
Базовый лагерь Эвереста
Хотя настроение было уже не то, но мы все же достигли цели и дошли до валуна с надписью: «Базовый лагерь Эвереста. 5463 м.».
Здесь было несколько палаток и туалет, но сам лагерь располагается немного дальше.
А это обозначение сделали для того, чтобы туристы не приходили толпами к альпинистам и не мешали им проходить их акклиматизацию. Они всё же живут там по месяцу и им не очень хочется чувствовать себя животными в зоопарке. Когда ты выносишь вылить мочу из бутылки, а тут тебя фотографирует группа китайцев или еще хуже пытается сфотографироваться с тобой. И мне совершенно понятно, почему тут эта грубая корявая невзрачная надпись.
Она говорит не только то, что здесь находится тот самый знаменитый базовый лагерь Эвереста, до которого ты так долго шел и хотел посмотреть, но в первую очередь она кричит: «Не идите дальше! Вы нас уже достали! Фотайтесь здесь!»
Но нам все равно не хотелось идти дальше, ведь уже не было не сил, ни времени, ни особого настроения. Радовало то, что мы дошли, мы живы, здоровы, мы поднялись на вершину высотой 5643 метра и спустились с неё и теперь можно с преспокойной душой идти назад и продолжать наш путь!