Автостоп в Лаосе

После десяти дней отдыха пора было снова отправляться в путь. Здесь есть автобусы Нангет – Пхонсаван, но передвигаться на общественном транспорте – это теперь уже не про нас. Мы собрали рюкзаки, но перед тем как отправиться в путь, заглянули на главную достопримечательность городка – небольшой холм с памятником. С холма открывается вид на весь город. Несмотря на достаточную близость к нашему гесту, мы здесь еще не были, а теперь поняли, что это был неплохой скейт-спот покататься. Что же, мы попрощались с городом, попрощались с хозяюшкой геста и пошли проверять автостоп в Лаосе на существование.

Нангет, Лаос
Нангет, Лаос

День первый

Первый час автостопа не давал больших надежд. Мы просто шли пешком, пока не начался дождь. Машин практически нет, а те что проезжают – не останавливаются. Это очень обидно, потому что проезжают в основном водители пикапов Ford Ranger с пустыми салоном и багажником. Но дело потихоньку стало набирать обороты и в итоге, к концу дня, мы преодолели 68 км горной дороги, из которых 8 км – пешком. Автостоп был такой, что провозили всего пару километров, от одной деревушки до другой. В городке Muang Kham мы решили остаться на ночь, и нашли гестхаус с вай-фаем, фойе с удобными диваниками и с видом на рисовое поле и банановые пальмы. Единственное чего у нас не было – это кипяточка и приходилось бегать к хозяющке в соседний дом со всеми нашими сосудами для горячей воды и ждать у двери пока они вскипятят немного для нас.

День второй

Второй день стал уже чуть более продуктивным. Снова пройдя от гестхауса за пределы деревушки около восьми километров, мы остановили старенький пикап, полный рабочих. Кузов, закрытый крышей, был оборудован сиденьями. Ребята закинули наши рюкзаки к своим сумкам и инструментам, потеснились и мы как-то втиснули свои задницы на наши полтора свободных места. Все работяги были в одинаковой униформе, на которой были интересные нашивки с изображением снаряда. Как оказалось, это была организация, обезвреживающая бомбы, которые упали на Лаос вовремя вьетнамо-американкой войны. Большая часть бомбардировки происходила как раз в районе Пхонсавана и у организации здесь большая база. Позже мы встретим еще множество их отрядов.

Работники даже поговорили с нами по-русски. И хотя разговор ограничился тремя невнятными словами: галстук, брюки и туфли, этого хватило, чтобы всем вместе хорошо посмеяться.

Мы добрались до Пхонсавана и первый этап пути был пройден. Теперь с уверенностью можно сказать, что автостоп в Лаосе все-таки есть.

Пхонсаван

Пхонсаван нам сразу очень понравился. Этот город был основан в 1975 году, после «Тайной войны», которая была в период с 1960 по 1973 годы и теперь здесь как в музее. Возле каждого дома или кафе настоящие огромные авиабомбы или какие-нибудь огнестрельные оружия военного времени. Вообще здесь очень атмосферно, чисто, ярко и множество туристов. Все едут сюда посмотреть долину кувшинов, озера, водопады, горячие источники и пещеры.

В первом же гесте нам сделали неплохую скидку, но попросили никому об этом не говорить. Номер был очень чистый, во дворе было очень уютно, множество растений, картин, интересных скульптур и удобные диванчики. Мы разместились и пошли искать еду.

Еда в Лаосе

Второе, что нам очень запомнилось – это рынок Пхонсавана. Как и на любом рынке здесь большое разнообразие овощей, фруктов, мясных продуктов и готовой еды. Но опять же здесь не чувствовалось, что, как турист, ты платишь втройне или хотя бы вдвойне. Цены — дешевле некуда. Может быть для местных еще дешевле, но так не казалось. Несмотря на это мы торгуемся, и продавщица хохочет, но тем не менее нам делает скидку, и мы будем ходить к ней за бананами, манго и папайей пока не уедем, а она будет каждый раз угощать нас чем-нибудь еще в довесок. Еще там есть такая штука — сладкие желеобразные фруктово-рисовые шарики в кокосовом молоке – вкуснятина и очень дешевая. Мы между собой назвали это просто «Супчик».

Лаос — одна из немногих стран, где, как и в России, можно наесться в какой-нибудь кафешке а-ля столовая всего рублей за семьдесят на двоих. Причем за эту цену будет еще и разнообразие. Вы закажите рис с яйцом, а вам, кроме огромной тарелки риса с овощами и большой яичницей сверху, принесут еще и бульон, и зеленушки для приправы.

Долина кувшинов

Когда ты путешествуешь дешево, то всегда немного завидуешь тем богатым туристам, которые приезжают с кучей денег и могут себе позволить посмотреть все. Это всегда происходит, когда ты попадаешь в популярное туристическое место. Особенно обидно, когда достопримечательности стоят действительно дорого. Тогда ты либо прорываешься нелегально, либо обламываешься, забиваешь и молча завидуешь. Но когда посетить какое-нибудь интересное место стоит лишь сто пятьдесят рублей с человека, то это грех не воспользоваться таким шансом и не посмотреть его. Одно из таких мест – долина кувшинов, которая находится неподалеку от Пхонсавана.

Долина кувшинов, Лаос

Вообще вокруг Пхонсавана множество таких долин, мы просто выбрали ближайшую и пошли до неё пешком. Сначала через весь город мы шли и удивлялись этим большущим коттеджам и дорогим машинам, которыми обладают люди этой беднейшей страны и понимали, что реклама все врет, а всеобщее мнение бывает совершенно ошибочно. Потом шли проселочной дорогой мимо холмов и полей и странного старинного кладбища. В общем, кратчайший путь оказался довольно живописным и интересным.

Несмотря на столь дешевый вход в долину кувшинов, инфраструктура очень развита. Вас возят на экскурсионных фургончиках, есть места для отдыха, пункты питания и урны для мусора. А в здании где продают билетики есть бесплатный музей, посвященный вьетнамо-американской войне и бомбардировкам. На стенах представлены фотографии, в залах стоят орудия, мины и бомбы. Но больше всего впечатляет карта, где отмечены места бомбардировки и указано количество найденных бомб и мин. Такое даже представить сложно.

Сама долина кувшинов в интернете на фотографиях выглядит как ничего особенного. А Лаосы даже не стали заморачиваться, чтобы придумать для неё какую-нибудь легенду. Мы так и не поняли, то ли это погребальные урны, то ли кувшины для изготовления крепкого алкоголя, то ли еще что. Но поэтому здесь чувствуется какая-то древность и загадочность и выглядит это место и вправду очень интересно! Есть тут также большая священная пещера и кратеры от бомбардировок. Все в сумме звучит как неплохая экскурсия, и так оно и есть.

На следующий день мы отправились дальше и нашей следующей опорной точкой была клубничная ферма в городке Пхукун, который находится на пересечение трёх дорог в Пхонсаван, Ван-Вьенг и Луангпхабанг.

Заброшенный храм

Автостоп был все таким же непредсказуемым — где-то шли пешком, где-то ехали на скейтах, а между делом пытались останавливать редко проезжающие машины. Честно, мы уже думали, что придётся до самого Тайланда на скейтах добираться и начали уже высчитывать, сколько недель нам на это понадобится. В тот день мы преодолели всего на всего около пятидесяти километров, из которых двадцать восемь прошли пешком и проехали на скейтах.

Здесь стоит старый заброшенный буддистский храм. Главное деревянное строение храма стоит на столбах. Стены серые, поломанные и прогнившие. Снизу под полом — груда строительного мусора. Ставни закрыты, дверь под замком. Это наталкивает на мысль, что здесь до сих пор может кто-то жить. Возле главного здания стоит полуразрушенное строение с огромным барабаном посередине. Все покрыто вековой пылью. Сзадисклеп, разрушенный то ли временем, то ли человеком. Возле склепа — совершенно новенький алтарь. Это придает месту еще большую загадочность. Что же тут произошло? Ведь рядом деревня и она не заброшена. С одной стороны – это хорошее уединенное место под палатку, но в тоже время очень жуткое. И не покидает мысль, что за нами все время кто-то наблюдает. А если сюда позже придут люди? «Нет, это место нам не подходит» -посовещавшись, решили мы и поставили палатку прямо на тропе под лестницей возле ручья. Здесь было не менее жутко. На лес опустилась мгла и другая сторона лестницы затягивала бесконечной чернотой, из которой веяло потусторонними силами. Но что делать? Мы все же устали! Зато у этого места есть один весомый плюс — у ручья можно принять душ из пакетов.

Автостоп в Лаосе

С вьетнамцами до клубничной фермы

На следующее утро наш автостоп в Лаосе продолжился и стал набирать обороты. Только мы вышли на дорогу, как застопили мотоблок с телегой. Скорость: пять километров в час, но зато не пешком. Мужик с пацаном провезли нас всего пару километров. «Ну что же, уже не плохо!» —  подумали мы и принялись стопить дальше.

И вот оно счастье! Пройдя пару метров, поймали машину с ребятами из Вьетнама. Вьетнамский автостоп спасает и в Лаосе! Дорога горная, извилистая. Воротит от бесконечного количества поворотов. Поднялись до облаков и добрались до Пхукуна. Во всем этом тумане город выглядит очень мистическим. Всплывают силуэты рогатых тварей, обретающих облик коров. Люди за прилавками отгоняют мух от мяса полиэтиленовыми пакетиками, приделанными к моторчику.

Пхукун

Судя по карте, где-то за холмом есть клубничная ферма, на которой должен быть бесплатный кемпинг. Оставив меня на дороге с рюкзаками и под дождем, Вася пополз в гору по узкой скользкой тропинке. А через десять минут вернулся весь грязный, но с хорошими новостями. Он нашёл эту ферму, и её хозяин может нас принять.

Клубничная ферма

В июне ни клубники, ни других туристов на этой ферме еще не было. Сезон сбора урожая здесь в декабре. В тоже время сюда съезжаются десятки туристов со всего мира, чтобы полюбоваться видами на горизонт из величественных горных вершин. На ферме можно жить и волонтерить за место под палатку и клубничку. Ну и сказать какой там шикарный вид на долину и горы — ни сказать ничего. Это надо видеть! Просыпаться утром, открывать палатку и видеть перед собой панораму из зелено-голубых горных пиков, соломенных крыш и гигантских облаков — это просто волшебно.

В то время хозяева фермы строили для туристов гестхаус. На ферме живет и работает множество работников. Кто-то занимается рассадой, кто-то строительством. Кроме клубники они выращивают и овощи. Под ногами бегают курицы и путаются собаки. Мы сдружились с ребятами-работягами. Мы помогали им с рассадой, они — кормили нас и раздавали вай-фай. А по вечерам мы вместе садились за ужин, слушали лаосскую музыку или смотрели футбол. Так мы провели там несколько дней.

Работяги сами добывали себе еду. Как-то раз один дядька вернулся из леса с мешком улиток и небольшим грызуном, похожем на крысу. Моллюски получились неплохо и зашли со свистом в буквальном смысле слова. Их надо резко высасывать из раковин и при этом раздается звонкий свист. Сперва ничего не выходило, но мы приноровились, и ребята перестали над нами смеяться. Рис готовят в бамбуковых коробочках и едят руками из общей чашки. Это было даже более брезгливо, чем пробовать крысу, поэтому мы просто забирали себе целую коробку. Овощи, приготовленные по местным рецептам — довольно острые. Крыса отдает болотом. Мяса очень мало, и оно довольно жесткое.

За то короткое время на клубничной ферме мы смогли с головой нырнуть в местную очень простую и немного дикую культуру обычных фермеров Лаоса. Этот вид и само это место не только с лихвой компенсировали всю самобытность местной жизни, но и придавало ей некий особый шик.

Автостоп в Лаосе закончился на этой ферме, так как хозяин фермы любезно согласился довезти нас до Вьентьяна. А по пути мы на ночь заехали в Ван Вьенг — самый туристический город Лаоса и успели насладиться его вечерней тусовочной атмосферой.

Вьентьян

Вот мы и в столице. Вьентьян отличается от остальных городков Лаоса. Вообще каждый город или деревня Лаоса по-своему уникальны и не похожи друг на друга. Везде есть что-то очень хорошее, заставляющее остаться подольше, какой-то особый уют. Ну а во Вьентьяне много машин и туристов, но он еще не такой популярный и шумный как другие столицы стран Юго-Восточной Азии, например, Ханой. Люди здесь также спокойно живут, как и в маленьких городках, не обращая на тебя особого внимания. Гестхаусы здесь немного подороже. На набережной каждый вечер собирается народ, кушает, гуляет и танцует. На ночном рынке можно найти много всего вкусного и недорогого, а также насладиться живой музыкой и проводить закат с видом на Тайланд.

Словом, Лаос нам очень-очень понравился! Это очень красивая страна, еще не испорченная туристами. Он не такой дикий и бедный как мы думали, природа просто шикарная – все невероятно зеленое, горы, традиционные дома вперемешку с новыми, люди добрые и улыбчивые, цены — нормальные, для всех одинаковые. В Лаос стоит съездить хотя бы раз! Но автостоп в Лаосе все же оставляет желать лучшего.

Если вам понравилась эта статья про Автостоп в Лаосе, то ниже вы можете ознакомиться с другими наши статьи про автостоп. И если вы хотите быть в курсе всех новостей, то подписывайтесь на нашу рассылку, нажав на кнопку внизу этой страницы, подписывайтесь на наш инстаграм, где мы публикуем небольшие, но всегда свежие фотоотчеты с краткими историями, а также подписывайтесь на наши паблики в контакте и на фейсбуке, где мы размещаем анонсы на наши новые статьи блога.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *