Первый день в Африке — 25.07.2019. Йоханнесбург
Капитан Боинга предупредил о турбулентности при посадке, и напомнил, чтобы пассажиры, на всякий случай, держали вещи первой необходимости при себе и помнили, что ближайший эвакуационный выход может быть позади. Посадка была мягкой. За бортом всего семнадцать градусов Цельсия, а ведь сейчас уже час дня. Мы уже и забыли, когда в последний раз на улице была такая прохлада… Может в Новой Зеландии полгода назад?! Аэропорт простой, но новый, аккуратный, стильный и современный.
Как всегда, страна приняла нас очень легко. Пограничник задал нам лишь пару вопросов. Но первый вопрос насторожил. И насторожил больше не его смысл, а интонация, с которой он был задан.
— Привет ребята! Вы что здесь вообще делаете?
— Путешествуем – ответили мы и переглянулись.
— На долго вы к нам?
— На три недели – сказали мы, вполне уверенные в правдивости своего ответа.
Нам влепили штампы на три месяца и пропустили свободно гулять по одной из самых развитых и одной из самых опасных стран Африки. Первое, судя по аэропорту, было вполне очевидно, но про второе на тот момент, мы даже и не подозревали.
Первый день в Африке
Первое “Not safe” мы услышали, не успев выйти в зал прилета. Парень за стойкой «Такси» окликнул нас: «Привет! Вам куда, ребята? Возьмите такси!?». Мы его поприветствовали и идем мимо. Он: «Эй! Ребята, стойте! Идите сюда!». Похоже было на какой-то гоп-стоп, но мы подумали, что мало ли что и подошли.
— Вам куда надо?
— Не знаем пока, в центр города. – Не уверенно ответили мы.
— Как вы поедете?
— На автобусе, наверное.
— От сюда не ходят автобусы в центр и на автобусе НЕ БЕЗОПАСНО, вам лучше ехать на такси. Моё такси безопасное!
Прекрасно понимая, что такси из аэропорта — удовольствие не из дешёвых, мы даже не стали спрашивать сколько это стоит, и пошли в зал прилета.
Сели, поймали вай-фай, проверили каучсёрфинг – на запросы никто не ответил. Подали еще парочку запросов, но ждать пока ответят смысла нет. Ехать некуда, надо бронировать жильё. Самые дешевые варианты начинаются от двести сорока рандов, что существенно бьет по карману. Забронировали самую дешевую комнату в гест-хаусе недалеко от CBD. Отмена бронирования бесплатна, так что у нас еще есть шанс заселиться по каучу. Теперь надо как-то добраться до центра. Из вариантов пока: такси и метро. Оба варианта не подходят в силу неподъемного ценника.
— Здравствуйте, вы случайно не знаете, сколько стоит автобус до центра города? – Спросил я у девушки за информационной стойкой.
— Здравствуйте, к сожалению, нет, но спросите вон за той стойкой. – И оказывает на очередную стойку «Такси», из которой мы уже тоже слышали знакомое: «Куда вам? Такси надо?».
Информационная стойка – это первое звено цепочки заработка на извозе туристов. Я иду ко второй. Тот же вопрос – тот же ответ: «Автобусы не ходят!»
— Сколько стоит такси?
— Пятьсот рандов.
— Ой, нет! Для нас это дорого очень!
— Сколько вас?
— Двое.
— Можем скинуть до четырехсот, заплатите по двести каждый.
— Спасибо! Мы подумаем. – Ответил я, но тут и думать нечего, надо выбираться дешевле, даже если придется ехать автостопом.
Раз никто не хочет помогать, надо идти на разведку самим, и мы направляемся в сторону выхода в надежде найти автобусную остановку. Ошиблись дверью и вышли на парковку. Стоят работяги.
— Здравствуйте, вы могли бы нам помочь?
— Да, что такое?
— Можете объяснить, какой самый дешевый способ доехать до CBD? – решили мы задать вопрос по-другому.
— Возьмите такси, это дешево!
— Нет, для нас это дорого, может быть есть автобусы.
— Автобусы едут из Кэмптон Парка, вы можете доехать до туда на такси и сесть на автобус до центра.
— А сколько это будет стоить?
— До Кэмптона примерно двенадцать и в город около двадцати с человека.
— О! Это хорошо! Спасибо вам большое! – Сказали мы и довольные пошли снимать деньги.
Уже не четыреста, а всего около шестидесяти – хорошая экономия!
В интернете Настя нашла информацию, что в ЮАР есть банки, в которых можно произвести беспроцентное снятие наличных. Один из них Capitec, возле банкомата которого нас остановили два бугая-охранника при оружии и в бронежилетах.
— Этот банкомат не работает.
— Да? Но тут же люди в очереди?
— Нет! Этот не работает, идите к другому! Вы потом куда?
— В центр.
— Пойдемте я отведу вас к другому банкомату, а потом к такси. Это самый безопасный способ добраться до города. Не берите Убер – это не безопасно, таксисты и водители убера постоянно дерутся, доходит даже до убиства.
— Что правда?
— Да водителей убера убивают, их не любят, они отнимают у таксистов работу.
— Ясно, спасибо, но мы справимся сами.
— Нет пойдемте я вас провожу, со мной вы в безопасности.
«Но мы же в аэропорту, и это твоя работа» — подумали мы, но не стали ему перечить. Охранники оказались еще одним звеном цепи заработка.
Банкомат предупредил нас о комиссии в половину нужной нам суммы, мы извлекли карточку и отправились обратно к неработающему банкомату, который выдал нам пятьсот рандов, и мы пошли делать селфи с памятником Нельсону Менделе. В процессе к нам подошёл еще один таксист.
— Здравствуйте, охранники сказали мне, что вам нужно такси.
— Здравствуйте, нет, мы поедем на автобусе.
Снова начался рассказ про автобус и безопасность, и в этой увлекательной беседе он проводил нас до выхода, где мы настояли на своем решении и освободились от влияния этой небольшой системы.
Кэмптон парк
В конце здания аэропорта мы чуть было не прошли какую-то остановку маршруток, как я решил спросить парня, сможем ли мы отсюда уехать в Кэмптон Парк.
— Да, залазьте, я тоже туда еду.
— Сколько стоит проезд?
— Восемь рандов с человека.
— Спасибо!
Кэмптон оказался буквально за развязкой и оказался настоящим «Кэмптоном». Нас высадили не на остановке, а просто где-то в центре на перекрёстке. Похоже на гетто, вокруг очень много людей, какое-то непонятное движение вокруг, очень много подозрительных людей.
— Вам куда вообще? – Спросил тот парень.
— Нам нужен автобус в центр.
Кто-то что-то кричит нам, проходя мимо.
— Тут нет автобусов, только такси.
— У нас нет денег на такси.
Жуткий тип, который подпирал стену направился в нашу сторону.
— Эй бро! Как оно? — Жмет мне руку.
— Привет, все хорошо!
— Я могу купить её серёжки. Даю кэш прямо сейчас.
— Пойдемте! – говорит тот парень из маршрутки, и они с девушкой уводят нас от этого места.
«Серёжки! Что?» — крутится у меня в голове.
На другой остановке маршруток, парень дает нам двадцатку и запихивает в маршрутку. Становится понятно, что маршрутки они тоже называют «Такси».
Центр Йоханнесбурга
Ребята в маршрутке то и дело косятся то на меня, то на Настю, но я засыпаю. Просыпаюсь, как оказалось, уже в центре города. Но эта дыра еще большее гетто, чем Кэмптон. Нам явно надо было почитать про этот город, прежде чем сюда ехать. Мы выходим просто где попало, тут же тип хочет запихать нас в такси, мы говорим ему, что уже и так приехали куда надо и ускоряемся в сторону KFC. Совершенно растерянные мы не знаем, что делать, но решаем отправиться в ближайший торговый центр. Переходим через дорогу и прохожая тётушка, говорит: «Будьте осторожны, тут очень опасно, берегите свои сумки!».
— Что вообще тут творится то?
Смеркается. Все вокруг закрывается. На улице суматоха. Улицы страшные. Дорога, тротуары, закрытые жалюзи, граффити, ребята на углу, взгляды, ничего чтобы внушало хоть какой-то позитив, ни одного гест-хауса и ни одного белого.
Торговый центр еще открыт, тут охрана и хоть немного приличные люди, а еще МакДональдс с вай-фаем. По каучу никто не ответил, надо ехать в гест. По дороге заходим в супермаркет, берем воды и перекус, но очередь в двадцать человек заставляет нас положить всё обратно. На улице уже темно, но ещё ходят автобусы. Где-то тут на углу должна быть остановка, но дорога перекопана и вряд ли тут кто-то остановится. Спрашиваем людей в первой же маршрутке. Говорят, доедем. Маршрутка за четыре километра обходится в двадцать два ранда.
По дороге, девушка, с явным переживанием за нас, еще раз спрашивает куда нам надо. Парень сзади говорит, что он знает это место и ему туда же. Девушка говорит, чтобы мы не ходили пешком и что это очень опасно. Вскоре она выходит, а еще погодя подошел и наш черед. Водитель и пассажиры, спрашивают точное место. Наш гест-хаус в шести ста метрах по прямой от остановки. Они говорят, что нам не стоит идти пешком, долго не выпускают нас и пытаются что-то придумать, как нам лучше быть. Парень сказал, что нам нельзя идти пешком, его маму недавно ограбили на этой улице. Улица освещенная и довольно спокойная, но видимо этим она и опасна. Нельзя идти на улицу, где никого нет.
Решаем идти с этим парнем до другого гест-хауса возле его дома. Звоним в звонок. Открывает толи заспанный толи укуренный паренёк. У него комната стоит в два раза дороже, и мы решаем добраться до нужного нам геста. Парень волнуется за нас и вызывает нам Убер. Говорит водителю, чтобы убедился, что мы нашли гест-хаус и вошли внутрь. Немного поплутали вокруг и заплатили еще сорок за Убер. Гест за двумя заборами с колючей проволокой, ворота закрыты, но нам открывают. Водитель разговаривает с хозяйкой и уезжает. А мы заселяемся в уютную комнату уютного гостевого дома, варим кофе и угощаемся ужином. Мы наконец-то в безопасности! Утром мы проснёмся в шоке, но это будет уже другая история.