Трекинг в Гималаях. День 6: Ама Даблам — Лобуче
27 мая 2019 года. Около 6 часов утра. Высота около 3,8 км
Проснулись не от будильника, а от холода… в очередной раз. Не выспались ничерта и вылазить из спальника совсем не хочется, но и спать дальше тоже смысла нет, надо собираться. Нет!.. Пора уже собираться!
Глаза то ли смерзлись, то ли слиплись, но стоило открыть палатку как сон тут же пропал и их уже было не оторвать от, сверкающего утренним золотистым светом, изогнутого волной горного пика.
— Какая красота! Настя, смотри!.. Где там фотоаппарат?
Надеваю ботинки, выползаю на холод, поднимаю голову и говорю только одно слово: «Ваау!». Солнце восходит за плечом Ама Даблам и режет небо своими лучами. Ну что за прекрасный мир!? Настя всегда в такие моменты с таким как бы плачущим голосом, как будто на последнем дыхании восклицает: «Аааа… Капец!». От этого чувствуешь крутизну момента еще больше и появляется такое же ощущение в груди, как будто не хватает воздуха и хочется кричать от радости, но получается только радостное: «Ха-хаа!» с таким же голосом, как будто выиграл медаль или много денег. Круто в общем, но надо собираться, а то холодно стоять.
Но еще одно удивление вызывает лед на палатке и рюкзаках – замерз конденсат. Наша следующая ночь будет приблизительно на высоте пяти километров, и в такой палатке мы можем просто околеть. Единогласное решение не заставило долго себя ждать – прячем где-нибудь здесь палатку и ночуем уже только в гестхаусе где-нибудь в Лобуче.
Наш лагерь был на высоком утесе и спускаться до реки надо было далеко и в обход. Настя ставит кофе и воды у нас остается на донышке. Надо оставить её с собой в путь до ближайшей деревни, пока не наберем еще. А сейчас надо все же идти вниз и набирать из реки, чтобы сварить каши на завтрак. Колени уставшие и замерзшие, буквально скрипят и очень болят при спуске. Вода в реке оказалась очень мутная. Закинули пару таблеток чтобы сделать её более-менее пригодной для употребления. Но завтрак все равно отдавал чем-то странным, и пить такую воду без кипячения, пожалуй, было нельзя. Хорошо, что до ближайшей деревни оставалось всего пара километров.
Кушаем, согреваемся, собираемся и, как всегда, забираем с собой весь наш мусор и собираем другую мелочевку, которую находим поблизости. Вынесем с собой и увезем в Катманду. Такую красоту засорять никак нельзя!
Ворота чуть повыше по тропе совсем и неподалеку от лагеря послужили отличным ориентиром. Возле них есть небольшая пещерка. Туда-то мы и спрятали палатку и еще некоторые вещи. Положили вещи в самый дальний, очень узкий и низкий угол пещеры, за камень и забросали еще камнями сверху. Если подлезть поближе, то было бы заметно, но думаю туда никто не лазит. Во всяком случае будем на это надеяться, ведь без палатки на обратном пути мы пропадем.
Когда проходишь через ворота, то попадаешь как будто бы в другой мир. Вроде та же самая долина и те же горы, но с этой точки открывается вся красота. Утреннее солнце освещает и согревает твое лицо, дуновение ветра освежает тебя. Кажется, что открывается второе дыхание. И можно даже представить, что ты только что попал сюда через портал со свежими силами и делаешь свои первые шаги по тропе навстречу приключениям. Это все занимает примерно мгновение, а потом ты говоришь: «Вау! Настя, достань фотик?».
Идти без палатки стало значительно легче. Может поэтому и казалось, что открылось второе дыхание. Сил теперь даже хватало, чтобы побегать за яками ради хорошего кадра.
Пангбоче
Вот и деревня. Здесь уже во всю царит утренняя суета. Здесь много гестхаусов, чайных домиков и кафе. Слышишь разговоры туристов за завтраком и сразу чувствуешь, как тут все пропитано духом походов, восхождений и альпинизма. Еще бы, ведь тут такой вид: Ама Даблам и другие острые снежные скалистые пики прямо перед тобой. Точней они вокруг. Задираешь на них голову как на небоскребы. Обожаю это чувство пространства вокруг. Помню, тогда подумал: «До чего же красиво, наверное, тут жить!».
Недавно спросил Настю: «Что у тебя вызывает больший восторг: море или горы?». Она ответила: «Конечно горы!». И я тоже с ней, пожалуй, согласен. Море красивое, искрящееся, шумное, всегда в движении, нравится, когда солнце садится за горизонт, но все же оно плоское, взгляду не на чем остановиться. А вот горы!.. Горы можно разглядывать часами. По мере движения по тропе вид всегда меняется. Зайдешь за одну гору, а там красота, зайдешь за другую – еще красивей, черт побери. И так до бесконечности.
Ладно, наверное, я так думаю потому что мы каждый день на море ходим уже третий месяц и очень хочется в очередной горный поход.
Это было небольшое лирическое отступление, а мы тем временем мы наконец-то набираем чистую воду. Шли мимо гестхауса, с одной стороны тропы крутая лесистая гора вверх, а с другой забор. За забором кран. Даже спрашивать не надо – доставай бутылки и набирай сколько влезет. Окна заклеены наклейками с эмблемами команд и экспедиций со всего мира. Вот и с России… а вот еще. Здорово! Жаль у нас нет своих наклеек!
Дальше по долине вверх, вниз и до другой деревни на другой стороне реки. Ландшафт очень сильно поменялся за пару часов. Теперь почти нет леса, долина широкая и лысая, а горы — как волны. Еще стало намного ветреней. Эта деревушка больше напоминает нашу бурятскую. В ней меньше домов, меньше туристов и кафе, зато больше портеров и столовок. Портеры все обедают и нам тоже захотелось, сложно только безветренное место найти. То здесь не так, то тут не так. Нашли место у туалета, мне не понравилось, но дальше уже вообще нигде не укрыться. Поссорились на ровном месте – голодные и видно уже устали, еще этот ветер… Давай здесь, пофиг!
Читайте также:
Кадры из фантастических фильмов
Дорога после деревни стала совершенно фантастическая. Её сложно описать словами и сложно с чем-то сравнить. Я никогда не видел такого ландшафта. Поверхность вокруг плоская как поле, и вся бугристая: кочки вперемешку с булыжником поросли травой и низким кустарником — похоже на болото, но сухо. Сама дорога широко протоптана глубокими извилистыми переплетающимися колеями и ведет мимо огромных стен, выложенных из таких же огромных камней. Погонщики и их груженые яки медленно, но верно, сами того не подозревая делают из неё произведение искусства.
Внутри оград пусто, но в некоторых есть небольшие каменные постройки с самодельной каменной черепицей, похожей на чешую дракона.
Все это настолько гармонирует с окружением, что просто сносит крышу! Чувствуешь себя в кадре какого-нибудь фантастического фильма про викингов, рыцарей, драконов, эльфов и орков.
Еще эти острые скалы!.. Кажется, теперь это наша любимая гора!.. Черт, как же жаль, что у нас нет дрона!
Тропа еще долго ведет через эту пустошь, ветер дует тебе в лицо и замедляет твой ход. Постоянно хочется задрать голову и рассматривать горы, но здесь нельзя не смотреть под ноги. Приходится останавливаться. Да еще, кажется начала чувствоваться усталость или может быть это сказывается высота. Уже почти 4000 метров. Мы еще никогда небыли так высоко на поверхности Земли. Поднимаешься и думаешь, что с каждым шагом бьешь свой собственный рекорд. Это бодрит, придает сил и мотивирует идти дальше.
Наконец-то сворот и крутой подъем. Яки возвышаются над тобой, стоя на обрыве, как какие-то мифические животные. Экипированные до предела. Кажется, сейчас появится имперские штурмовики и начнется бой с джедаями, а мы будем сидеть, отдыхать и смотреть сражение вокруг нас как фильм.
Бродяги Дхармы
За раз преодолели добрую половину горы и сели на камни. Трафик здесь как в Москве в час пик. Причем скорость движения у всех такая же разная. Яки спускаются, яки поднимаются, эскорт из погонщиков им присвистывает, но туристов не так много. Все обычно идут всего пол дня, а вторую половину отдыхают и наслаждаются природой. А время уже давно перевалило за полдень.
Мимо нас с громом проносится пара «гонок» — ребята прыгают галопом вниз по тропе, прямо с рюкзаками. Причем подпрыгивают как по луне, на доли секунду зависая в воздухе. Я вспомнил Бродяг Дхармы. Когда он сидел и смотрел, как его друг бежит по горе вниз и понял, что-то вроде, что с горы нельзя упасть. Я тогда подумал: «Это какая-то ерунда!» и бросил читать эту странную книгу. А теперь сижу, смотрю на ту же самую картину и думаю тоже самое. Интересная штука эта жизнь!
На вершине горы
Поднимаемся еще и еще. Деревьев больше нет, только совсем мелкая желто-серая поросль да камни. Но ландшафт меняется постепенно. Ты потихоньку в течение нескольких дней идешь вверх по гималайскому хребту через перевалы, леса и деревни. Идешь вдоль рек как вдоль дорог, поворачивая с одной на другую. Совсем не думаешь об этом масштабе вокруг тебя. Но если отдалиться и взглянуть с высоты, то можно понять, что это одна большая гора, огромная гора. И ты карабкаешься на неё, пусть и не на самый верх. Неделю назад мы были в пыльном городе и этой горы даже не было видно — это был самый нижний уровень, даже вообще еще не уровень. Потом мы высадились в Салери — это уже гора, но можно сказать самый её край. Здесь еще очень тепло, яркая зеленая трава, курочки бегают мимо высоченных деревьев. Этот её слой можно назвать слоем леса. Дальше ты еще долго идешь то вверх, то вниз по этому слою, пока он наконец не заканчивается и начинаются камни. Это где-то уже выше отметки в 4000 метров. Здесь достаточно холодно зимой, чтобы что-то жило или росло. Зимой тут все покрыто снегом. Но летом – это промежуточный слой — не очень живописный, скорее такой даже суровый на вид. Но зато здесь стоит лишь поднять голову, и глаз не отвести от снежных вершин, разрезающих облака. И не важно в каком направлении ты смотришь, они здесь вокруг и повсюду. Ты как бы уже на верху этой огромной горы со множеством её вершин и нужно лишь выбрать, какую ты хочешь покорить перед спуском вниз.
Интересно в жизни так же? Ты потихоньку идешь маленькими шажкам вверх сквозь этот, казалось бы, бесконечный слой леса, и цель или возможность видна где-то там вдалеке сквозь ветки деревьев и закрыта облаками. Но если не сдаться и не свернуть с пути, не заблудиться в лесу, грамотно рассчитать свои силы и беречь себя и напарника, то возможно этот лабиринт выведет вас на уровень, где ты увидишь все возможности, которые тебе отрылись. И ты уже выше той пелены облаков, которая скрывала их. Теперь ты четко видишь и свою цель, но пока даже не подозреваешь, что остался самый сложный этап – покорение вершины и её достижение.
Лобуче
Мы пришли в Лобуче, заселились в гестхаус в холодный фанерный номер с видом на горы, купили у них обязательный ужин, состоявший из куска жареного хлеба и растворимого супа из пакета. Нарушили правило проживания в номере и приготовили нормальный ужин, поели, напялили на себя все что можно, закутались в спальник, два ватных одеяла и отправились в режим сна восстанавливать и накапливать силы для достижения нашей цели, которая ожидает нас уже завтра.
Сейчас я тоже ложусь спать, уже половина первого ночи. И перед сном я загадаю желание и в жизни подняться над слоем дремучего леса и ясно увидеть все свои возможности и четко видеть главную цель, чтобы покорить её.