Не будем далеко ходить! Если вы читали наши итоги по Южной Корее, то наверняка уже поняли, что Китай не пришелся нам по душе. Мы прошли таможню и сейчас в зале прилета аэропорта города Циндао. У нас осталось, наверное, где-то тысячи полторы рублей. И в добавок ко всему в Сеуле я начал простывать и вот сегодня из меня уже хлещет водопад соплей. Поменяли последние корейские деньги, а также все евро и доллары, которые остались еще с поездок в США и Европу и которые мы взяли на всякий случай — видимо, он настал. Мы заварили лапшу и кофеек – похлебали горяченьго, собрались, взяли рюкзаки и… никуда не пошли. Ведь за стеклянной стеной была еще одна стена — стена из дождя.
— Куда идти простывшим в такую погоду?
— Да уж! Ну давай пока еще лапшички заварим?
— Давай!
Так прошел целый день, а потом ночь. И пока мы торчали в аэропорту, смогли выпросить у друга оплату за сайт, и он нас очень выручил! Теперь у нас есть немного денег и уже не так страшно выходить в этот большой враждебный мир.
Можно взглянуть на постоянную нехватку средств немного под другим углом. Ведь если бы у нас было бы достаточно денег, чтоб сесть на автобус из аэропорта в центр Циндао или купить билеты до Шанхая, то: во-первых — у нас не было бы этих приключений, о которых мы вам пишем; во-вторых — мы бы не смогли увидеть реальную суровую жизнь местных людей. И Циндао сразу показал нам истинное лицо Китая!
Циндао
Мы вышли из аэропорта и пошли стопить, идем по жаре уже где-то час. Впереди торговый центр. Сначала кажется, что он еще закрыт, но, когда приближаешься – понимаешь, что он заброшен. Дальше пустые и грязные торговые ряды, люди пытаются что-то делать, ждут какого-то покупателя, все тихо и мрачно. Вот недостроенный элитный жилой комплекс с обещанием парадайса на баннерах. Но реальность совершенно иная и она поражает проебанными миллионами и порождает миллион вопросов: «Почему?». Ведь это не только окраины Циндао, а все окраины больших городов и все небольшие городки Китая – сплошь кадры из фильмов про пост-апокалипсис. Думаю, через пару лет, когда из окон будут торчать деревья, сталкерам в Китае будет намного интересней чем в Припяти.
В Шанхае мы спросили у Шаи: «Почему в Китае так много заброшенных зданий?». Она ответила, что у людей не хватает денег достроить их и они просто про них забывают. Но почему они не продадут дома кому-то у кого есть деньги их достроить? Мне кажется, реальная проблема в том, что при всем китайском трудолюбии и развитыми международными отношениями, у них нет работы внутри страны и никакой внутренней экономики. Нет работы — нет спроса на жильё. А так как все едут работать в большие города или за границу – маленькие города становятся призраками. Но жизнь не покидает их полностью. Она просто сужается как белый карлик. И в центре города по-прежнему можно найти мак-дональдс, популярный торговый центр, работающие отели и вообще наблюдать в целом обычную жизнь и городскую суету.
Немного истории
В 1897 году китайцы убили пару немецких миссионеров, и за это немцы отжали у них этот огромный город-порт. Оказывается, так бывает. Теперь благодаря колонизаторам Циндао выглядит по-европейски стильно. Он очень большой, чистый и тянется далеко вдоль моря по обе стороны залива Цзяочжоу, через который проложен самый длинный в мире мост над водой. Портят вид только эти их современные, но дешманские высотки с вечно грязными стеклами. Вообще в Китае здания с чистыми стеклами мы видели только в туристических центрах в Шанхае и в Пекине, на этом, пожалуй, всё.
Мы не смогли застопить тачку, к тому же ошиблись трассой и пошли на остановку. Один добрый человек посадил нас на автобус, добрый водитель которого махнул рукой мол: «Проходите, платить не надо!». Мы проехали пару остановок и нас пересадили на другой, мы прошли в салон, сели и улыбаемся как дураки, платить не охота, ну мы и не платим, сидим просто, ждем пока кто-нибудь что-нибудь скажет. Так мы проехали километров двадцать, вышли недалеко от центра и пошли на пляж.
После того как мы обошли все супермаркеты города, поняли, что газ больше нигде не купить, а это значит, что мы не сможем больше сами готовить до самого Шанхая, где Шая закажет нам баллон на «Таобао» и, чтобы его дождаться, мы задержимся у неё на одну ночь дольше. А после, вплоть до Тайланда, мы будем просить кипяток везде, где только возможно: у полицейских, в магазинах, в кафе и на автовокзалах. Но так и должно быть, ведь нам надо избавляться уже от нашей застенчивости. В кругосветном путешествии она нам точно не друг.
В Циндао мы задержались на два дня и решили, что, если не найдем более-менее адекватные билеты на автобус, доберемся с помощью парома до другой стороны залива и будем стопить. Про поезда молчу – те вообще не оправдано дорогие! Паром мы не нашли, точней порт был заброшен и неожиданно для себя мы открыли чудесный способ передвижения на пригородных автобусах.
Понеслась
Гугл проложил нам маршрут до ближайшего пригорода, назвал номера автобусов и как дойти до остановки. Так мы поехали в туннеле под водой до конечной станции на другом берегу за два юаня с человека. Половина людей быстро перебежала в другой автобус, и мы последовали их примеру. Теперь мы едем за два юаня еще километров двадцать через южную часть Циндао и его пригороды, которые очень даже живописные. Проехали знаменитый завод пива «Циндао», который основали еще при немцах, дальше местный «Голивуд», лабиринт из спальных районов и вот мы уже на другом пересадочном пункте. Спрашиваем у людей на станции: «Как доехать до города в семидесяти километрах?». Оказалось, что никак. Зато мы можем сесть на автобус за четыре юаня и проехать сорок. Нам нравится такая экономия! Хоть и отнимает вагон времени, зато не надо никого стопить.
В семь мы приехали в Полижен. Уже кромешная мгла. Нас не довезли до конечной станции, а высадили в городе где-то по пути. Потом семейная пара хотела довезти нас до отеля, но мы сказали, что все в порядке, и они довезли нас до автобусной станции. Решили найти кипяток и вай-фай. Оказалось, что в этом захолустье нет дешевых номеров. Пошли ставить палатку и нашли место на коммунистическом огороде. Думали, что если встанем часов в пять, то успеем уйти незаметно, но в пять утра, видно, самая работа — грядки полоть. В прочем, рабочим не было до нас дела, что не могло не удивлять после южнокорейских корейцев.
Мы рано обрадовались, ведь пригород Циндао закончился и теперь на местном автобусе из мелких городков можно уехать только на километров семь – десять максимум. Взбаламутив весь автовокзал, мы отказались ехать пятьдесят километров в Жичьжао за тридцать пять юаней, потому как вчера мы проехали семьдесят за восемь и пошли пешком стопить за город. Вышли из города, сели в автобус и проехали километр. А через пол часа остановился парень и сказал, что Жичьжао в той стороне, как будто мы и сами не знаем, а на просьбу подвести, говорит: «Нет!», у меня — говорит — лежит сзади кое-что. Взглянули – пусто. Ну и ладно, черт с тобой, едь дальше! Пошли пешком до следующей остановки, смотрим — возвращается. «Садитесь, подвезу!» — говорит. Мы проехали семь километров, он остановил и принялся ловить нам автобус. Поймал, посадил и мы приехали в Жичьжао за тридцать три юаня.
Мы сглупили, потеряли много сил и времени и стопить уже совсем нет настроения, зато есть чувство голода и мы идем в магазин, чтобы попросить кипяток и покушать лапшу на ступеньках возле входа, любуясь на пыльные полупустые строения, а затем берем билет в Ляньюньган.
В Китае постоянно сталкиваешься с разными глупыми ограничениями. Например, ты не можешь воспользоваться бесплатным вай-фаем без местной сим-карты, а на вокзале, чтобы зарядить технику или просто посидеть и отдохнуть, ожидая, когда закончится ливень, нужно попасть в зал ожидания, и для этого ты должен купить билет, даже если ты только что прибыл на автобусе из другого города.
И вот мы стоим в каридоре у входа в автовокзал возле единственной розетки, которая находится высоко под потолком, и заряжаем телефон. Постоянно приходится выдергивать провод, когда мимо проходят охранники. На улице дождь, кеды протёрлись, и ты знаешь, что как только выйдешь они сразу промокнут. Но идти куда-то надо, и мы пошли на жд-вокзал узнать стоимость билетов. Вокзал не работает. Идем через весь полузаброшенный город до трассы. Стемнело и льет как из ведра. До развязки еще пара километров. Настя заметила зеленую изгородь возле тротуара и предложила поставить палатку прямо за ней. Так мы и сделали. А когда утром пошли в кафе попросить кипятка, нашли другой автовокзал и уехали в очередной «Хунь Мунь».
Дальше логика работала следующим образом: «Раз уж мы относительно недалеко от Шанхая, то можно попробовать снова поехать пригородными автобусами». Но как же мы ошибались! Мы вышли из автовокзала и зашли обратно узнать цены на билеты, так на всякий случай. До Шанхая стало в три раза ближе, но кажется, что в три раза дороже. Спросили водителя на какой автобус сесть до соседнего городка в семи километрах. Он посадил нас на автобус за два юаня и мы обрадовались, что схема снова работает, но нас довезли едва ли за угол и высадили на остановке, чтобы мы пересели. Мы пересели. Этот автобус подороже. Он довез нас хер знает куда и мы вышли. На остановке стоит пара ребят.
— Как нам доехать до Наньтуна?
— Бла бла бла… — ничего не понятно.
Едет какой-то автобус не похожий на пригородные, но они его тормозят и садят нас на борт. Он полупустой. Оказалось, что это частный автобус, внутри которого были: хозяин, пара мужиков, тетка и конечно же водитель. Показываем куда нам надо. Тётка немного спрашивает по-английски и понимающе кивает, но понимать не понимает. Нас перевели на дочку хозяина автобуса, которая по телефону узнала, что у нас мало денег и что нам надо в Шанхай, но сейчас мы едем в Наньтун. Сказала, что нас довезут. Мы выдохнули, подошел хозяин и попросил в оплату «дохрена и больше», мы снова вдохнули и заплатили, решив, что это всё равно дешевле. Но через километров пять нас привезли под дождь на автовокзал и сказали, чтоб мы выходили. Шок! Мы опусташенные финансово и морально узнаем, что от сюда до Шанхая еще дороже, но у нас нет выбора, кроме как еще раз взять билеты до Наньтуня. Мы стараемся не думать о том, что нас обманули, а думать о том, что нас хотя бы привезли на автовокзал.
Наньтун
Город, кстати, довольно неплохой, современный с большими торговыми центрами и дорогими брендами, с городскими парками, с заброшенной башней с обзорной площадкой и даже кажется с какой-то историей. До Шанхая каких-то сто тридцать километров, но теперь уже всё, в жопу эти эксперименты, надо сразу брать билеты! Беда в том, что мы уже растратили все наши деньги и у нас нет выбора как идти искать вай-фай, чтобы делать работу.
Дело сделано, но наш автобус будет теперь уже только утром. Мы ночуем в палатке между подстриженными кустами недалеко от пруда в городском парке, а утром снова заглядываем к полицейским, чтобы налить горячего из их большого термоса. Так мы добрались до Шанхая, черт побери, и потратили почти ту же сумму, за которую нам предлагала ехать барыжница билетов. А кроме того мы потратили в раз шесть больше времени, кучу сил и нервов. И вот как-то так мы грызли гранит китайского автостопа, ломая все свои зубы и за одно узнавая, что время намного дороже денег!